Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Советы психолога и логопеда

  • ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ 09.2024 г.
  • Уважаемые родители, я хочу поговорить о психологическом климате в ваших семьях, о том, как он влияет на становление личности ваших детей, в какой степени способствует созданию благополучных семей, в которых будут жить ваши внуки, как он влияет, уже сейчас, на вашу личную защищенность в более зрелом возрасте.
  • Важней всего погода в доме – всё остальное ерунда. – Кому из вас незнакомы эти строки?
  • Микросреда семьи и семейное воспитание влияют на ребёнка, на формирование его личности. От вашей жизненной позиции, отношения к ребёнку и всем его проблемам, от степени участия в школьных делах зависят успехи ваших детей.
  •                Недостаток (дефицит) общения в семье приводит к незрелости эмоционально-волевой сферы. Изучение семей наших учащихся на протяжении многих лет даёт мне возможность говорить, что иногда выявляются изоляция ребёнка, его игнорирование, отчуждение, выраженное давление родителей или, наоборот, ребёнка, который позже становится деспотом и тираном в семье; среди одноклассников; в обществе.
  •                Агрессия внутри семьи, тревога, страх способствуют тому, что ребёнок развивается по типу волчонка. Его основным девизом в жизни становятся слова:
  •  «Урвать пока в силе, пока не побили.»
  • Члены семьи далеко не всегда понимают своеобразие личности ребёнка, неадекватно (неправильно) расценивают его психические возможности, завышая или занижая их.
  • Некоторые родители отрицательно относятся к рекомендациям медиков, педагогов, не верят в успех работы с ребёнком, сомневаются в необходимости что-то изменять. В итоге патологические качества личности закрепляются. В этих случаях в общество приходит озлобленный, не верящий в свои силы человек, который не хочет и не умеет трудиться не только благополучия Родины, но и для себя.
  •      В семье должен быть обеспечен здоровый психологический климат, должны выполняться рекомендации лечебно-оздоровительного и воспитательного характера, обеспечивающие полноценное развитие личности.
  • Что означает понятие «психологический климат семьи» с научной точки зрения?
  • Это качественная сторона межличностных отношений, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности, общению и личностному развитию человека. Психологический климат считается благоприятным, если он обеспечивает чувство безопасности, обстановку доверия и открытости, эмоциональную поддержку, свободу ответственности выбора и т. д.
  • Создание благоприятного психологического климата в своей семье – одна из главных задач взрослых, т. е. вас, уважаемые родители.
  • Что значат слова: «Формирование моральных качеств личности школьника?»
  • Именно в семье ребёнок на деле учится защищать и помогать слабым, больным; уважать взрослых и соблюдать дистанцию в общении (т.е. не перебивать в разговоре; поддерживать общий разговор).
  • Глядя на своих родителей, дети впитывают в себя потребность трудиться (а может воровать?), выполнять законы. Вот далеко не полный перечень черт, качеств характера, которыми мы определяем ХОРОШЕГО ЧЕЛОВЕКА.
  • Педагог-психолог                                                                         Е.Д. Бахарева
  • Вход

Если Ваш ребенок столкнулся с угрозами в интернете:

1. Родителю необходимо установить положительный эмоциональный контакт с ребенком, постараться расположить его к разговору о том, что произошло. Рассказать о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен доверять родителю и понимать, что родитель хочет разобраться в ситуации и помочь ему, но ни в коем случае не наказать.

2. Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или он попал в неприятную ситуацию (потратил деньги в результате интернет-мошенничества и прочее), родителю нужно постараться его успокоить и вместе разобраться в ситуации. Выяснить, что привело к данному результату – непосредственно действия самого ребенка, недостаточность контроля со стороны родителя или незнание ребенком правил безопасного поведения в интернете.

3. Если ситуация связана с насилием в интернете в отношении ребенка, то родителю необходимо узнать информацию об обидчике, историю их взаимоотношений, выяснить, существует ли договоренность о встрече в реальной жизни и случались ли подобные встречи раньше, узнать о том, что известно обидчику о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т. п.). Объяснить и обсудить, какой опасности может подвергнуться ребенок при встрече с незнакомцами, особенно без свидетелей.

4. Родителю рекомендуется собрать наиболее полную информацию о происшествии – как со слов ребенка, так и с помощью технических средств. Зайти на страницы сайта, где был ребенок, посмотреть список его друзей, прочитать сообщения. При необходимости скопировать и сохранить эту информацию – в дальнейшем это может пригодиться для обращения в правоохранительные органы.

Неделя психологии

Рекомендации по оптимизации памяти у младших школьников

  • Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.
  • Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
  • Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.
  • При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.
  • Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.
  • При появлении у малыша явных признаков утомления, сделайте перерыв.

Упражнения для развития памяти младших школьников.

«Опиши картинку»

Вам потребуются любые незнакомые для ребенка картинки. Это могут быть иллюстрации к книгам или вырезки из журналов. Желательно, чтобы на картинке было не менее 5 – 6 предметов.

*** Ребёнок должен в течение 30 секунд внимательно рассмотреть картинку, стараясь в деталях запомнить то, что на ней изображено, и вернуть ее ведущему. После этого ребенок, закрыв глаза, пробует представить картинку перед своим мысленным взором. А затем он должен максимально подробно описать то, что увидел и запомнил. По окончанию рассказа вновь демонстрируется картинка и обсуждаются упущенные элементы изображения.

В случае, если ребенок легко справляется с описанием простых картинок, вы можете давать ему наглядный материал посложнее.

«Повторяй за мной»

Для занятия можно использовать подручный спортивный инвентарь (мяч, скакалку).

Упражнение заключается в том, что ведущий показывает одиночные движения или серии движении, а дети смотрят, запоминают и правильно их повторяют. Показ движений осуществляется ведущим без комментариев.

«Запрещенное движение (число)»

Ведущий сообщает игрокам, что он будет показывать разные движения, которые все должны повторять за ним. Но одно движение повторять запрещено! В этот момент игроки договариваются, какое движение сегодня нельзя повторять за ведущим.

Ведущий старается запутать игроков, показывая движения в быстром темпе, отвлекает внимание смешными движениями. Задача играющих – не ошибиться и не повторить за ведущим запрещенное движение. Играть можно в паре.

КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ В ЖИЗНИ ПОДРОСТКА. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

У наших детей с определенного возраста появляется своя личная жизнь, в которую не всегда заглянешь, как в открытую книгу. И далеко не всегда они готовы делиться с взрослыми своими мыслями. С возрастом объем внутренней, скрытой жизни растущего человека увеличивается и ему бывает сложно подобрать слова, чтобы описать все, что происходит у него в душе. Неопытное нежное сердце подростка очень ранимо, а нужного опыта, слов, чтобы обратиться за помощью, не находится. Поэтому родителям так важно быть внимательными и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребёнка.

Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьёзность переживаний своего ребёнка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребёнка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами. Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка: — любая ситуация, субъективно переживаемая ребёнком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая.

Объективная оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребёнка:

  • несчастная любовь;
  • ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);
  • травля (буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях;
  • тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжёлое заболевание);
  • разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьёй;
  • неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (например, развод родителей).

Наиболее тяжело эти ситуации переживают дети со следующими личностными особенностями:

  • импульсивность, эмоциональная нестабильность (склонность к непродуманным поступкам);
  • перфекционизм (желание делать вес идеально, обострённая реакция на критику, совершенные ошибки, недочёты);
  • агрессивное поведение, раздражительность;
  • неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления, инфантильность;
  • нестабильная самооценка: то считает себя «великим и грандиозным», то «жалким и ничтожным»;
  • самодовольство, излишняя самоуверенность или чувство неполноценности и неуверенности;
  • тревожность и подавленность, частое плохое настроение.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЀНОК ПЕРЕЖИВАЕТ КРИЗИСНУЮ СИТУАЦИЮ?

  • Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь.
  • Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребёнку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.).
  • Направлять эмоции ребёнка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество, поделки).
  • Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания).
  • Чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.); помнить, что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учёба и дела по дому.
  • Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребёнка важнее школьных оценок.
  • Научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических для него ситуациях.
  • При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу, психиатру, семейному психологу.

Нередко дети скрывают свои переживания от родителей или находятся в оппозиции к ним, поэтому постарайтесь также общаться с друзьями ребенка, их родителями, учителями в школе, интересоваться, как ведет себя ваш ребенок в школе, в компании сверстников. Часто дети не хотят расстраивать родителей и отвечают, что у них «все нормально», «ничего страшного».

Основные принципы разговора с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии: 

  • Успокоиться самому.
  • Уделить вес внимание ребёнку.
  • Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет. Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.
  • Дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки

1) Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;

2) Активное слушание. Пересказать то, что ребёнок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что …?»

3) Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»

4) Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?» 5) Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

Советы логопеда

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. Дифференцированность движений этих органов у ребенка развиваются постепенно. Большое значение в развитии органов артикуляции играет артикуляционная гимнастика. Цель ее – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.  В нашей школе учителя и воспитатели проводят ее ежедневно.

На логопедических занятиях дети обучаются на современном тренажере «Антошка».  Для того чтобы ввести в произвольную речь поставленные звуки, необходимо многократно повторять этот звук в словах, во фразах, связной речи. В играх ребенок следит не только за правильным произношением, но и находится в рамках сюжета со сказочными героями. Это ускоряет и облегчает процесс закрепления звуков в активной речи.  

В настройках тренажера можно выбрать готовый комплекс упражнений для развития всех психических процессов.

         Данное оборудование получено при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках реализации национального проекта «Образование».

Учитель – логопед                                 Резникова Е. С.